Музеи и памятники культуры Москвы
Сюжеты росписи Успенского СобораВ 1481 году духовник Ивана III ростовский архиепископ Василиан Рыло приглашает для росписи храма известного русского художника Дионисия с артелью. Стены и всоды алтаря украшаются фресками, которые дошли до наших дней только фрагментарно…
В алтарной части сохранилось несколько сюжетов: «Поклонение волхвов», «Похвала богоматери», «Рождество Иоанна Предтечи», «Сорок севастийских мучеников» и несколько сцен из жизни апостола Петра.
В центральной части собора на стене, отделяющей алтарь от места для молящихся, вы можете видеть полуфигуры преподобных (святых и отшельников), эта стена долгое время была закрыта дубовыми досками иконами местного ряда, но в ходе реставрации собора в 50-тые годы ХХ столетия часть фигур была открыта для обозрения.
Среди них выделяется изображение Алексея Человека Божьего (первое слева).
Фрески, выполненные в конце XV – начале XVI века, украшали собор до 40-х голов XVII столетия. Со временем они утратили свой первоначальный облик и по указу царя Михаила Романова в 1642 году в Москву были вызваны художники из Ярославля, Владимира, Суздаля, Новгорода, Костромы и других.
В столице собралось около 150 мастеров, которые должны были украсить собор новыми фресками. Руководил работами известный царский иконописец Иван Паисеин. Предполагают, что старые фрески были сбиты не сразу, а предварительно скопированы и при выполнении новой росписи художники придерживались прежних сюжетов, располагая новые рисунки на тех участках стен, где раньше были старые. В соответствии со вкусами того времени фон покрывали позолотой. К 1644 году работа была закончена. Однако и эта роспись неоднократно подвергалась реставрации и таким образом оказалась скрыта под более поздними наслоениями.
Поскольку собор был посвящен Богоматери, культ которой на Руси был особенно развит, значительное место в росписи отведено ее восхвалению. На всех стенах собора вы можете видеть сцены из жизни Марии и ее родителей Анны и Иоакима – они занимают на них третий (сверху) ярус. Ярусом ниже помещены восемнадцать композиций на темы Акафиста.
Под этими сценами на правой и левой стенах изображены сюжеты исторического характера: восемь Вселенских соборов – съездов представителей высшего духовенства христианской церкви, проходивших в IV-VII веках в Византии.
Напротив иконостаса на стене написана развернутая картина Страшного суда. В верхней части стены (над средним окном) в виде свиваемого ангелами свитка светло-синего цвета изображено небо, что символизирует здесь конец мира. Под свитком – сидящий на престоле Христос (верховный судия мира), рядом с ним _ Богоматерь и Иоанн Предтеча; коленопреклоненные фигуры у ног Христа – Адам и Ева.
Справа и слева от главных персонажей размещены апостолы с книгами в руках и ангелы. Ниже – фигуры Спасителя изображены весы и престол. А в самом низу – рай и ад. Зеленые кольца на изображении змея символизируют пороки людей.
На столпах в центральной части собора, написаны ярусами фигуры святых мучеников и воинов, претерпевших гонения за веру в первые века нашей эры, до того как христианство стало государственной религией Римской империи.
Памятники прикладного искусства Успенского Собора
План Московского КремляНа наших страницах вы можете совершить экскурс в историю России , а так же историю Москвы и С-Петербурга
ОСОБО
РЕКОМЕНДУЕМ
Интернет
магазин эксклюзивных русских сувениров "АТАМАН".
Если вы хотите сделать оригинальный подарок близким или интересуетесь
историей России - этот магазин
истинная находка для Вас.. В магазине
представлены - исторические карты, книги, сувениры, знаки отличия,
геральдика и многое другое.
New Arabian Night Perfume Palace
Магазин Фати - лучшие подарки из Египта
Мы надеемся что информация нашего портала будет полезна для Вас.