Menu:

Новости

Следите за информационной панелью портала! Информация обновляется несколько раз в неделю...

апрель 11, 2007:
Добавлен материал об Успенском Соборе Московского кремля

Подробнее...

июнь 07, 2007:
Добавлен материал об Адмиралтействе

Подробнее...

май 21, 2007:
Добавлен материал о  Исаакиевском Соборе

Подробнее...

Храм Христа Спасителя

Собор кафедральный в честь Рождества Христова (Храм Христа Спасителя) в Москве

ВНИМАНИЕ:

Проэкт находится в стадии разработки. Просим извинения за неудобства


Музеи и памятники культуры Москвы

Иконы   Успенского Собора

На протяжении столетий в Успенском Соборе скапливались иконы – некоторый из них были специально написаны для этого храма; другие – привезены из других городов России.

Все иконы Успенского Собора побывали в руках реставраторов.

Святой Георгий. Икона XII векаСамая древняя икона  Успенского Собора – «Святой Георгий» (перед иконостасом). Считается, что она написана неизвестным новгородским мастером в конце XI – начале XII веков. На иконе изображен широкоплечий юноша в воинском доспехе, с копьем в правой руке и мечем в левой. На его плечах – скрепленный пряжкой алый плащ. Обращает на себя внимание голова Георгия: большие глаза, крупные дуги бровей – символ бесстрашия, тонкий нос, крутые завитки волос. Лицо смелое, волевое, решительное. Неизвестный художник создал образ воина, способного встать на защиту добра и справедливости и  одновременно мученика, готового к самопожертвованию за веру. Икона была расчищена в 1937 году  Икона двусторонняя. На ее обратной стороне сохранилось написанное в XIV веке изображение Богоматери с Младенцем.

Спас Ярое Око. Икона. Середина XIV векаК числу наиболее интересных икон так же относится икона «Спас Ярое Око» (в нижнем ряду иконостаса, шестая от царских врат), написанная под влиянием греческих мастеров, расписывавших в 1344 году старый Успенский Собор. Почти всю ее поверхность занимает голова Христа, написанная темными красками, контрастирующими со светлым фоном.  Лоб и шея  Спасителя изрезаны глубокими морщинами, из-под дугообразных бровей пронзительно и строго смотрят глаза. Отсюда и название иконы – «Спас Ярое Око». Суровый образ карающего божества был близок и понятен русским людям XIV века, когда Русь, страдавшая под тяжестью монгольского ига, собирала силы для борьбы за независимость.

Аналогичную иконографию имеет икона «Спас Оплечный», созданная так же в Москве в середине XIV века. Однако здесь образ Христа менее суров.

Голова Ангела. Середина XIV века. Деталь иконы "Троица", раскрытая из-под записи 1700 года.К этому же периду относится икона «Троица» (на северной стене». Большая часть ее находится под записью 1700 года, сделанной царским изографом Тихоном Филатьевым. Живописи XIV века принадлежат лишь раскрытые реставраторами  голова правого ангела и часть фигуры Сары.  Эта живопись отличается совершенством рисунка, изысканностью колорита, необычайной одухотворенностью и красотой лика ангела. Икона расчищена не полностью, так как живопись Тихона Филатьева весьма интересна и уничтожать ее было бы не разумно. Судя по всему, художник повторил композиционную схему своего предшественника. Однако в трактовке ликов и одежд чувствуются тенденции XVII века.

 В Успенском Соборе находится несколько икон, созданных в конце XIV – начале XV веков; они принадлежат кисти византийских и балканских художников, которые принимали непосредственное участие в создании икон и фресок Успенского Собора.. Это время освобождения Руси от татаро-монгольского ига, время активизации контактов Руси с Византией.

Одна из этих икон «Предста Царица» конца XIV века, написанная сербским художником (в нижнем ярусе иконостаса пятая справа от царских врат). Вероятно, она была создана в Новгороде, а в  XVI  веке привезена в Москву по повелению Ивана IV Грозного. На ней изображен восседающий на троне в царском облачении Христос, рядом с которым стоят Богоматерь в образе царицы, символизирующем церковь, и Иоанн Предтеча. Икона очень нарядна благодаря ярким краскам, орнаментации одежд, использованию золота.

К работе сербского мастера этого же времени относится и икона «Похвала Богоматери с Акафистом» (на южной стене), имеющая сложную многофигурную композицию с двадцатью пятью клеймами, иллюстрирующими песнопение.

Икона «Апостолы Петр и Павел» так же датирована концом XV века (на южной стене). Возможно икона принадлежит Спас Нерукотворный. Икона. Конец XIV - начало XV векакисти Феофана Грека – мастеру- иконописцу, приехавшему на Русь из Византии, или кому-либо из художников его круга. Икона отличается внутренней наполненностью образов, изысканностью цветовой гаммы, включающей в себя лиловые, синие, желтые тона.

Икона «Спас Нерукотворный» (в нижнем ярусе иконостаса слева от царских врат) написана в тот же период, предположительно – в Новгороде.

Владимирская Богоматерь. Икона. Первая четверть XV века. Круг Андрея РублеваВ Успенском Соборе так же находится икона «Владимирская Богоматерь» (датируется XV веком) - эта икона  списана со знаменитой византийской иконы с аналогичным названием (написанной в XI веке и находящейся в настоящий момент в Третьяковской Галерее). Эту икону нельзя считать полной копией византийской. Икона написана во времена Андрея Рублева и существует предположение, что автор иконы – один из художников его круга.

В Соборе имеется еще одна икона Владимирской Богоматери (в нижнем ярусе иконостаса, слева от царских врат), эта икона создана в начале XVI века. На полях этой иконы мы можем видеть композиции, иллюстрирующие христианские праздники, повторяющие чеканные изображения золотого сканного оклада , который находится в Оружейной палате, сделанного для византийской иконы в 1514 году. Живопись этой иконы отличается от рублевской школы строем и колоритом, она отражает художественные особенности нового периода в русской иконописи, связанного с творчеством другого талантливого русского художника-иконописца Дионисия.

Петр митрополит с житием. Икона. Конец XV - начало XVI века. Дионисий и мастерская.

К работам мастеров круга Дионисия относят еще несколько  икон Успенского Собора : «Петр митрополит с житием», «О тебе радуется», «Апкалипсис» - эти иконы можно видеть у южной стены Собора.

Митрополит Петр был главой Русской Православной Церкви с 1308 по 1326 годы. Митрополит Петр изображен на иконе со спокойным и бесстрастным лицом, движения рук его изящны – благословляющей правой и держащей Евангелие левой.  Вся фигура митрополита трактована нарочито плоско и условно. Этом подчеркивается преобладание духовного начала в образе над материальным, земным. Фон сохранился плохо, лишь в нижней части середника на зеленоватом поле просматривается рисунок трав.

Вокруг фигуры Петра размещены клемма, сюжеты которых повествуют о реальных и легендарных событиях его жизни. Их надо рассматривать сверху, слева направо: одно изображенное на них действие плавно переходит в другое, что подчеркивает единство замысла.

Мы можем видеть историю о рождении митрополита ( первое клеймо  слева в верхнем ряду), о том, как его ребенком привели учиться в монастырь (клеймо рядом с первым), о последующей жизни Петра в монастыре и в том числе о его занятиях иконописью (последняя сцена верхнего ряда), о поездке в Константинополь (третьи клейма сверху в левой и правой частях), о перенесении митрополичьей кафедры в Москву (четвертое клеймо сверху слева). Клейма нижней части рассказывают о смерти Петра и его погребении.

Строительство Учпенского Собора. Клеймо иконы "Петр митрополит с житием". Конец XV- начало XVI века. Донисий и мастерская.Мы так же можем видеть клейма «Строительство Успенского Собора» - второе нижнее клеймо слева – где отражено непосредственное участие митрополита в закладке здания и «Сон князя Ивана Калиты» - второе клеймо снизу справа.

Дионисий принадлежит к числу лучших колористов в мировой живописи. Его работы отличают легкие, прозрачные тона, придающие торжественное и радостное настроение.

О Дионисии, как о многих других художниках древней Руси, сохранилось совсем не много сведений. Неизвестны даже его точные даты жизни – предпологают что он родился в 30-40 годах XV века, а умер не позднее 1508 года. Помимо Московского Кремля Дионисий работал в нескольких монастырях: Пафнутьево-Боровском, Иосифо-Волоколамском, московском Спасо-Черниговском. Большинство его творений не дошло до нашего времени. Самая известная из сохранившихся работ художника – фресковая роспись храма Рождества Богородицы в Ферапонтовом монастыре близь Вологды. Над ней он трудился совместно с сыновьями Феодосием и Владимиром.

О тебе радуется. Икона. Конец XV - начало XVI века. Круг Дионисия

На южной стене храма так же расположена икона «О тебе радуется». Предположительно она принадлежит кисти художника круга Дионисия. Ее сюжет навеян песнопением в честь Богоматери, а название повторяет его первые слова. Икона радостна и торжественна по колориту, имеет строго симметричную композицию. В центе вы видите сидящую на престоле Марию с Младенцем в окружении поющих ей славу Ангелов. За ними возвышается красивый пятиглавый храм – олицетворение Небесного Иерусалима.

В нижней части иконы изображены князья, священники, монахи, мученики. Их движение направлено к центру иконы, пропорции фигур удлинены. Возникает ощущение стройного хорового пения с уносящейся ввысь мажорной мелодией

Деталь иконы "Апокалипсис". Около 1500года. Круг ДионисияИкона «Апокалипсис» (на южной стене Собора) так же предположительно принадлежит кисти художника круга Донисия и является иллюстрацией древнейшего из дошедших до нас хрисианских литературных произведений того же названия. Икона очень интересна по композиции. Действие в верхней части происходит на небесах, в центре изображены события земной жизни, внизу – картина Страшного Суда. Живопись отличается изысканностью рисунка и изумительным по красоте тонко разработанным колоритом, что позволяет  отнести эту икону к произведениям школы прославленного мастера.. художник передает в иконе христианские представления о жизни и смерти, о грозном возмездии. Но не смотря на трагизм темы, в которой речь идет о конце мира, икона воспринимается как гимн добру и свету.

По древней традиции каждый храм имеет икону, сюжет которой соответствует названию храма

Такая икона всегда помещается в нижнем (местном) ярусе иконостаса справа от царских врат. В Успенском Соборе это большая, почти квадратной формы икона «Успение»., написанная, скорее всего, в период строительства здания или сразу после его завершения, около 1479 года.  На ней внизу мы видим ложе с телом Богоматери в окружении Апостолов,  Ангелов, Архангелов,  Святителей и скорбящих жен.

За ложем в темном овале (мандорле) – фигура Христа с душой Богоматери, изображенной в виде спеленутого младенца в его руках. Колорит произведения сдержанный, цвета приглушены. В иконе передана торжественность происходящего события; участники его написаны с большой эмоциональной выразительностью.

Алтарная преграда храма закрыта высоким иконостасом, выполненным в 1652 – 1653 годах большой группой мастеров из разных городов России. На рубеже XVIIXVII веков входящие в его состав иконы были поновлены царскими изогрофами Кириллом Улановым, Георгием Зиновьевым и Тихоном Филатьевым. Серебряные чеканные оклады для них сделаны позднее, в XIX столетии.


Памятники прикладного искусства Успенского Собора

План Московского Кремля

На наших страницах вы можете совершить экскурс в историю России , а так же историю Москвы и С-Петербурга

ОСОБО РЕКОМЕНДУЕМ

Интернет магазин эксклюзивных русских сувениров "АТАМАН".
Если вы хотите сделать оригинальный подарок близким или интересуетесь историей России - этот магазин истинная находка для Вас.. В магазине представлены - исторические карты, книги, сувениры, знаки отличия, геральдика и многое другое.

Магазин Фати - лучшие подарки из Египта New Arabian Night Perfume Palace 
Магазин Фати - лучшие подарки из Египта


Мы надеемся что информация нашего портала будет полезна для Вас.

Приглашаем к сотрудничеству все заинтересованные стороны

Подробности можно узнать у администрации сайта



Сайт создан в системе uCoz