Menu:

Новости

Следите за информационной панелью портала! Информация обновляется несколько раз в неделю...

апрель 11, 2007:
Добавлен материал об Успенском Соборе Московского кремля

Подробнее...

июнь 07, 2007:
Добавлен материал об Адмиралтействе

Подробнее...

май 21, 2007:
Добавлен материал о  Исаакиевском Соборе

Подробнее...

Храм Христа Спасителя

Собор кафедральный в честь Рождества Христова (Храм Христа Спасителя) в Москве

ВНИМАНИЕ:

Проект находится в стадии разработки. Просим извинения за неудобства


Музеи и памятники культуры С-Петербурга

Летний сад и Летний дворец Петра I.  

На левом берегу Невы,  чуть ниже Заячьего острова, в 1704 году были заложены Адмиралтейская  крепость и верфь, а недалеко от них, напротив домика Петра I,  обширную территорию отвели для летней резиденции царя. Здесь был разбит Летний сад, а в углу его, у  впадении в Неву реки Фонтанки (тогда она носила название Безымянный Ерик), в 1710 - 1711 годах по проекту Трезини был выстроен небольшой Летний дворец Петра. Несколько позднее в 1713-1714 годах, к работе над переделкой дворца привлекли выписанного Петром I крупного немецкого архитектора Андреаса Шлютера, но он успел сделать немногое, так как вскоре после приезда умер.

Летний дворец Петра мало напоминает дворец в обычном понимании этого слова. Это простой двухэтажный дом с высокой крышей, сначала черепичной, потом из белого железа, выглядит так, как выглядело большинство жилищ богатых людей Петербурга тех времен. Первоначально дворец был с трех сторон окружен водой. Набережной тогда не было, и как Нева, так и Безымянный Ерик доходили до самых стен; с третьей, южной стороны была специально устроена небольшая гавань, и ступени от здания вели к самой воде.

Фасад дворца отличается предельной простотой. Первоначально его украшали только скромные наличники окон да русты по углам, позднее между окнами первого и второго этажей были размещены двадцать девять рельефов, сделанных из терракоты.  Эпизоды из античной мифологии на рельефах в аллегорической форме напоминают о событиях Северной войны. Так, например, на рельефе западного фасада "Персей, спасающий Андромеду" Персей олицетворяет Россию, Андромеда - Ижорскую землю, а страшный дракон - Швецию. Иными словами, победа Персея над драконом и спасение Андромеды означают торжество России над Швецией и освобождение Ижорских земель.

Внутри оба этажа дворца имеют совершенно одинаковую планировку: в каждом их них шесть жилых комнат, поварня, один коридор и одна комната для дежурных денщиков и фрейлин. В первом этаже были апартаменты Петра I, во втором - покои Екатерины I.

В Летнем дворце, как в домике петра, сейчас размещен историко-бытовой музей. Хотя не все внутреннее убранство сохранилось, многое во дворце напоминает об его облике в начале XVII века.

Летний сад, в котором находится дворец, - самый старинный в Петербурге, он существует с 1704 года. Площадь сада несколько больше 11 гектаров.  Первый проект его планировки составил сам Петр I, желавший иметь сад "лучше, чем в Версале у французского короля". С разных концов России, а так же из Голландии доставлялись редкие деревья и цветы, лучшие садоводы были привлечены к работе, и Летний сад быстро рос, расширялся и благоустраивался. Четко распланированный, с прямыми аллеями, аккуратно подстриженными деревьями и кустами. Летний сад был образцом так называемых регулярных парков, широко распространенных  в богатых усадьбах первой половины XVII века. Более пятидесяти фонтанов, из которых многие были исполнены на темы басен Эзопа, каменная оранжерея, дубовые галереи, птичник для редких птиц, роскошный грот и многие другие садовые "затеи" украшали аллеи и площадки Летнего сада. Для питания фонтанов от реки Лиги, проходившей недалеко от города, протянулся так называемый Лиговский канал, а на реке Безымянный Ерик были воздвигнуты три водовзводные башни, почему река стала называться Фонтанкой.

В Летнем саду много работали архитектор Ж.Б. Леблон, приглашенный Петром из Франции, архитекторы М. Земцов и И. Матвеев, мастера-садоводы Я. Роозен, И. Сурмин, Л. Лукьянов, И. Яковлев и другие.

Еще в начале XVIII века аллеи сада стали украшаться  мраморными скульптурами, выполненными главным образом итальянскими мастерами венецианской школы : Пьтро Баратта, Антонио Тарсиа, Джованни Бонацца и другие. Часть скульптур носила портретный характер, из них сохранились бюсты Александра Македонского, Юлия Цезаря, императоров Древнего Рима - Августа, Нерона, Траяна, Клавдия, польского короля Яна Собеского, шведской королевы Христины. Но большая часть скульптур  - не портреты, а аллегории. Так, отдельные фигуры символизируют Истину, Красоту, Благородство, Правосудие, времена суток и т.д. Перед южным фасадом Летнего  дворца стоит одна из интереснейших скульптур сада - "Мир и изобилие", выполненная Баратта и аллегорически изображающая Ништадтский мир, который завершил победоносную для России Северную войну. Сидящая женская фигура с рогом изобилия в руке олицетворяет Россию, в правой руке у нее - опрокинутый факел, символизирующий конец войны. Стоящая рядом богиня Победы венчает Россию лавровым венком, попирая ногой издыхающего льва - символ побежденной Швеции.

Художники XVIII века часто обращались к аллегорическим мотивам и в отвлеченных, иносказательных образах воплощали волнующие современников темы. Скульптура Летнего сада - наглядный пример этому.

В 1770-1784 годах сад был отделен от Невы редкой по красоте решеткой, созданной, предположительно, по проекту архитекторов Ю.М. Фельтена и П.Е. Егорова. Эта решетка - одно из лучших  украшений набережной Невы. Между тридцатью шестью колоннами из розового гранита, стоящими вдоль набережной и увенчанными поочередно вазами и урнами, расположены вертикальные копья, пересекающие удлиненные прямоугольники, которые в центре украшены розетками. Розетки, орнамент, концы копьев, ручки на урнах и вазы покрыты позолотой. В центре решетки - двое ворот (в прошлом их было трое), рисунок их несколько усложнен золочеными цветочными вазами и узорными завершениями. Выкованная на Тульском заводе, решетка Летнего сада поражает гармоничностью, легкостью и строгой простотой. Неслучайно родилась легенда об англичанине, который прибыл в Петербург, осмотрел ограду Летнего сада и тотчас уехал, сказав, что ничего прекраснее ее увидеть просто невозможно.

Постепенно облик старейшего сада  города стал меняться. После большого наводнения 1777 года он лишился фонтанов и утратил свой регулярный характер. Позднее на его аллеях появился ряд новых сооружений. Так в 1826 году на месте разрушенного грота вырос небольшой "Кофейный домик", сооруженный по проекту архитектора К.И. Росси и представляющий собой одноэтажную постройку с круглым куполом. На фасадах домика - лепные декоративные рельефы, выполненные по рисунку скульптора В. И. Демут-Малиновского.

В те же годы появился в Летнем саду "Чайный домик", построенный по проекту архитектора Л.И. Шарлемана. Этим же архитектором была спроектирована ограда, которая в 1827 гду отделила с юга сад от вновь проложенной Пантелеймоновской улицы (ныне - улица Пестеля). В южной части сада, перед старинным Карпиевым прудом, в 1839 году была установлена большая ваза из эльфальского профира. Наконец в 1855 году между "Чайным домиком" и главной аллеей был открыт бронзовый памятник великому русскому баснописцу Ивану Андреевичу Крылову работы скульптора П. К. Клодта.  На сравнительно высоком пьедестале (3,5 метра) в спокойной, непринужденной, чуть усталой позе сидит баснописец, держа в руках открытую книгу. Ни в его одежде, ни в осанке нет ничего нарочитого, эффектного, но простота не переходит в будничность. Лицо Крылова одухотворено, его фигура полна спокойного достоинства.  На пьедестале памятника в фигурах рельефа , выполненных по рисунку художника А.А. Агина, легко узнать героев знаменитых Крыловских басен: "Лисица и виноград", "Ворона и лисица", "Демьянова уха", "Квартет" и других.

За многие десятилетия менялся не только облик, но и значение Летнего сада в жизни города. Во времена Петра I этот дворцовый сад был доступен лишь узкому кругу лиц: даже во время больших празднеств и ассамблей сюда допускались лишь придворные и богатейшие горожане. Такие празднества заканчивались обычно великолепными фейверками, когда тысячи разноцветных огней взлетали над садом в хмурое петербургское небо. Особенным блеском отличались фейверки в честь побед русского оружия.

Царской резиденцией сад оставался до середины XVIII века. Затем он превратился в место прогулок привилегированной части петербуржского общества. С годами круг посетителей сада расширился. В начале XIX века сад стал очень популярен среди интеллигенции, на его аллеях любили бывать многие поэты, писатели, художники, композиторы. А.С. Пушкин, живший рядом с летним садом, на Пантелеймоновской улице, часто бывал в Летнем саду. В те времена в Летнем саду существовала весьма оригинальная традиция. В мае, когда наступали первые теплые дни, здесь устраивался своеобразный смотр или "парад"  купеческих невест. Девушки из купеческих и мещанских семей в сопровождении мамочек прогуливались по центральной аллее, а молодые люди присматривали здесь себе невест.

После Октябрьской Революции Летний сад стал местом массового отдыха горожан.

В годы Великой Отечественной войны серьезно пострадал зеленый наряд сада, его территорию перезали траншеи и щели, мраморные скульптуры были укрыты в земле, но вскоре после победы сад вновь обрел свой прежний облик.



На наших страницах вы можете совершить экскурс в историю России , а так же историю Москвы и С-Петербурга

ОСОБО РЕКОМЕНДУЕМ

Интернет магазин эксклюзивных русских сувениров "АТАМАН".
Если вы хотите сделать оригинальный подарок близким или интересуетесь историей России - этот магазин истинная находка для Вас.. В магазине представлены - исторические карты, книги, сувениры, знаки отличия, геральдика и многое другое.

Магазин Фати - лучшие подарки из Египта New Arabian Night Perfume Palace 
Магазин Фати - лучшие подарки из Египта


Мы надеемся что информация нашего портала будет полезна для Вас.

Приглашаем к сотрудничеству все заинтересованные стороны

Подробности можно узнать у администрации сайта



Сайт создан в системе uCoz