Menu:

Новости

Следите за информационной панелью портала! Информация обновляется несколько раз в неделю...

апрель 11, 2007:
Добавлен материал об Успенском Соборе Московского кремля

Подробнее...

июнь 07, 2007:
Добавлен материал об Адмиралтействе

Подробнее...

май 21, 2007:
Добавлен материал о  Исаакиевском Соборе

Подробнее...

Храм Христа Спасителя

Собор кафедральный в честь Рождества Христова (Храм Христа Спасителя) в Москве

ВНИМАНИЕ:

Проект находится в стадии разработки. Просим извинения за неудобства


История России

Главы государства

Владимир II Мономах (1053-1125)

 
ВЛАДИМИР II Мономах (1053-1125), князь смоленский (с 1067), черниговский (с 1078), переяславльский (с 1093), великий князь киевский (с 1113). Сын Всеволода I и дочери византийского императора Константина Мономаха. Позван киевскими боярами во время восстания. Боролся против княжеских междоусобиц. Разработал устав, ограничивавший произвол ростовщиков. В «Поучении» призывал сыновей укреплять единство Руси.

Владимир-Василий Всеволодович
, прозванный Мономах, великий князь киевский, сын Всеволод Ярославич — самый замечательный из русских князей до монгольского периода, оставивший после себя громкую славу и добрую память. Владимир родился в 1053.

Когда Святослав черниговский отнял Киев у Изяслав и, Всеволод сел в Чернигов, а сын его Владимир — в Смоленск (1067 — 68 гг.). Владимир служил и Святослав и опять занявшему Киев Изяслав, как старейшим князьям: по поручению первого он помогал (1075) полякам против немецкого императора Генриха IV; по приказанию второго он дважды ходил на полоцких князей (1077).

Когда отец его Всеволод сел в Киеве, Мономах занял стол в Чернигове. В следующем 1079 Олег Святославич, вместе с братом Романом и половцами, хотели попытаться выгнать Мономаха из Чернигова, но это им не удалось: Владимир остался в Чернигов, владея в то же время и Смоленск.

Ему приходилось бороться с князьями полоцкими, с полудикими вятичами, с половцами и торками, с князьями-изгоями Ростиславичами; последних он, по приказу отца, выгнал из Владимиро-Волынской области и посадил во Владимире Изяславова сына Ярополка (1084), а когда Изяславич в чем-то провинился против Всеволода — Давида Игоревича. Вскоре, однако, Владимир примирил Ярополка с отцом своим и чрез это опять доставил ему Владимир (1086). Другой Изяславич, Святополк, в 1088 г. добровольно оставил Новгород, и Владимир посадил там сына своего Мстислав.


В 1093 г. скончался Всеволод. Владимир не хотел воспользоваться своим положением и занять Киев: он пригласил на великокняжеский стол княжившего тогда в Туров двоюродного брата своего Святополка Изяславича, который был старше его летами и при том сын старшего Ярославича. Почти все время княжения Святополка Владимир был верным его союзником, не смотря на то, что киевляне сильно были привязаны к Владимиру и не любили Святополка.

Когда, в год твоего принятия власти, Святополк предпринял поход против половцы, Владимир присоединился к нему со своей дружиной. На реке Стугнь составился совет, на котором Владимир стоял за мир, между тем как киевляне требовали битвы и настояли на своем.

Русские войска перешли Стугнь. 20 мая произошла битва. Половцы сначала кинулись на Святополка и смяли его, потом ударили на Владимира и брата его Ростислава. Русские не выдержали натиска и побежали.

При переправе чрез Стугнь Ростислав утонул; пытаясь спасти его, едва не утонул и сам Владимир. Половцы пошли к Киеву; при деревне. Желань, 23 июля, они опять жестоко побили русских, пошли по деревням и начали забирать жителей в плен.

В следующем 1094 войска половцев двинулась с Олегом Святославичем на Владимира, который не довел дела до кровопролития и удалился из Чернигова в Переяславль.

С этого времени Владимир становится непримиримым врагом половцев, нередко даже в ущерб своей репутации, как князя благодушного и справедливого. В 1094 г. к Владимиру пришли для заключения мира два половецких князя, Итдар и Китан. В залог верности Владимир отдал последнему сына своего Святослава.

В это время к Владимиру пришел из Киева от Святополка Славята и стал советовать князю убить Итлара; Владимир сначала колебался, но потом склонился на предложение. Нужно было сначала выкрасть у Китана Святослава; за это взялся Славята. Он проник ночью в стан Китана и не только благополучно освободил Святослава, но и убил Китана и его людей. Вслед затем Итлара позвали на завтрак к Владимиру, и когда он явился, его и всех половцев перестреляли. Со стороны половцев нужно было ожидать мести.

Святополк и Владимир звали Олега Святославича к себе, чтобы идти на половцев. Олег, которому половцы могли пригодиться в его столкновениях с князьями, отказался. «Пусть Бог нас рассудит», — сказали князья, пошли на Олега, выгнали его из Чернигова, осадили в Стародубе и держали в осаде до тех пор, пока он не обещал прибыть в Киев на совет об обороне Русской земли (1096).


Между тем в Киевскую область ворвались половцы: хан Боняк с своей ордой жег окрестности Киева, а Тугоркан осадил Переяславль. Владимир и Святополк побили половцев Тугоркан; сам Тугоркан пал в битве. Но Боняк ворвался в Печерский монастырь и произвел там страшное опустошение. Олег не являлся в Киев; он пошел в Смоленск, а отсюда к Муром. Здесь, в битве с ним, пал сын Мономаха, Изяслав. Другой сын Мономаха, Мстислав новгородский, помогавший брату и взявший верх над Олегом, советовал последнему обратиться к князьям, обнадеживая его, что они не лишат его русской земли. Олег так и сделал. Памятником этих сношений осталось письмо Мономаха к Олегу, ярко рисующее симпатичную личность Владимира.

В 1097 г. на съезде в Любече собрались князья: Святополк, Мономах, Святославичи: Олег, Давид и Ярослав, князь волынский Давид Игоревич, червоно-pyccкие князья Володарь и Василько Ростиславичи. Предметом совещания были меры, какие нужно принять для охраны Русской земли от половцев. Душой этого совета был Мономах. Решено было оставить междоусобную вражду, каждому владеть своими волостями и всем преследовать нарушителей постановлений съезда.

Но не успели князья разъехаться по своим волостям, как совершилось злодеяние, не слыханное дотоле на Руси: Давид волынский оклеветал перед великим князем Василько, будто бы вместе с Владимиром умышлявшего на жизнь Святополка, и Василько был ослеплен. Владимир пришел в ужас, когда дошла до него весть об этом. Он призвал к себе на совещание Олега и Давида черниговских, советовал поправить дело, искоренив зло в начале; иначе начнет, говорил он, убивать брат брата, и земля русская погибнет: ее возьмут половцы.

Святополк оправдывался, ссылаясь на Давида, как на виновника злодеяния; но князья понимали, что великий князь виноват столько же, как и Давид, и пошли на Святополка. Последний в страхе хотел бежать, но киевляне не пустили его, советуя вступить с Владимиром в переговоры, зная, что он «многомилостив». Владимир склонился к миру, когда Святополк обещал наказать Давида. Последний призвал на помощь Боняка. Таким образом желание Мономаха сплотить князей против половцев не исполнилось.

В 1100 г. Давид Игоревич отдался на княжеский суд. Съезд князей в Уветичах (Витичев) объявил Давиду, что за его злодеяние князя не хотят дать ему владимирского стола, но оставляют его на свободе — пусть сидит в Бужске и Остроге. Святополк придает ему Дубея и Чарторижск, Владимир дает 200 гривен, да столько же Олег и Давид Святославичи. После Витичевского съезда Владимир уехал в Ростовскую область, а Святополк и Святославичи потребовали, чтобы Володарь взял Василька из Теребовля к себе, говоря, что для них обоих достаточно будет Перемышля. Столь несправедливое дело Владимир не хотел поддерживать, но не противоречил князьям, потому что не желал междоусобий.

В 1103 г. половцы нарушили мир, и Владимир поднял на них князей. Владимир и Святополк со своими дружинами съехались в Долобск и пригласили в поход и Святославичей. Давид принял предложение, а Олег, по своим отношением к половцам, отговорился нездоровьем; пришел с своей дружиной полоцкий князь Давид Всеславич, пришли и еще некоторые князья. На урочище, называемом Сутень, князья встретили половцев и разбили их наголову (4 апр.). Здесь легло до 20 половецких князей, а один, Бельдюз, взят в плен и убит по приказу Мономаха.

В 1107 году половцы пошли на Русь, но Владимир, вместе с другими князьями, разбил их наголову под Лубнами.

В 1111 г. князья — Владимир с детьми, Святополк, Ярослав, Давид — совершили блестящий поход к Дону и два раза, при притоке Дегея и при р. Сальнице, жестоко разбили половцев.

В 1113 г. Святополк скончался, и киевляне на вече выбрали своим князем Владимир и звали его к себе. Мономах медлил приходом. Киевляне вторично просили Владимира поспешить, выставляя на вид, что в противном случае народ ограбит вдову Святополка, бояр и монастыри. Тогда Владимир сел на киевском столе, как избранник Киевской земли, помимо старшего из князей, Олега Черниговского. Время великокняжения Владимир было самым цветущим в истории Киевской Руси. Половцы встречали дружный отпор; удельные князья смирились, а непокорным приходилось чувствовать на себе сильную руку великого князя.

Так, вскоре по вокняжении Владимира в Киеве, половцы пришли в Переяславскую область, но бежали, как только услышали, что на них выступил великий князь с сыновьями, племянниками и Олеомг Святославичем; а в 1116 г. Глеб Всеславич минский, за неповиновение великому князю, осажден был Владимиром в Минске и вынужден умолять о мире. Когда, вскоре после того, Глеб напал на Смоленск, Владимир вывел его из Минска и, в качестве пленника, привел в Киев, где он и умер в заключении.

В 1116 году, по делам зятя своего, греческого царевича Леона Дгогеновича, и внука, Василько Леоновича, Владимир посылал воеводу своего Яна Вышатича на дунайские города имп. Алексей Комаен; но в 1122 г. Владимир примирится с преемником Алексея, Иоанномом, и даже выдал за него внучку свою, дочь Мстислава. Сыновья Владимира успешно воевали с инородцами: Ярополк — с половцами, Мстислав новгородский — с чудью, Юрий суздальский — с болгарами.

Владимиро-волынский князь Ярослав Святополкович дурно жил с своей супругой Мстиславной, внучкой Мономаха, и этим вооружил против себя Владимира, от которого вынужден был бежать в Венгрию (1118). Владимир отдал удел его сыну своему Роману, а по смерти последнего — другому сыну, Андрею, которого в 1120 г. посылал на ляхов, помогавших Ярославу при покушении возвратить его удел.


Владимир известен в истории и как законодатель. 

Время Мономаха было временем первого расцвета художественной и литературной деятельности. В Киеве и других городах строились церкви и украшались живописью; сам Мономах построил несколько церквей и, между прочим, на Альте, где был убит Борис. Ко времени Владимира относится составление, по византийским образцам, житий людей, прославившихся святостью жизни, как Антонии и Феодосий печорские, св. Ольги, равноапостольного Владимира, Бориса и Глеба и пр.

Игумен Даниил составил описание путешествия своего в Иерусалим; наконец, сам Владимир написал «Поучение своим детям», замечательный литературный памятник того времени.

Владимир назван Мономахом по делу со стороны матери, которую наши летописи называют «греческою царевною», «грекинею» и «мономахинею», а некоторые известия не летописного характера прямо именуют Анной, дочерью императора Константина Мономаха. Есть и другое объяснение названия Владимира Мономаха: будто бы он ходил на генуэзцев, занявших Тавриду, и, при взятия Кафы, убил в поединке генуэзского князя, за что и прозван Мономахом, т. е. единоборцем.

Не мудрено, что такая крупная, замечательная личность вызывала народную фантазию на составление подобных сказаний. Народ не мог обойти ее и в своих поэтических произведениях: между былинами есть былина о боярине Ставре, которого Владимир Красное Солнышко посадил в погреб. В новгородской летописи под 1118 годом находим известие, по которому Владимир Мономах призвал из Новгород за грабежи и посадил в погреб сотского Ставра, с несколькими боярами, его соумышленниками.

Составилась легенда, будто византийский император прислал Владимиру знаки царского достоинства, венец и бармы, с митрополитом Неофитом, который венчал его на царство; впоследствии московские государи венчались венцом, который назвали шапкой Мономаха.

Владимир скончался 19 мая 1125 года «у милой ему церкви, на реке Альте и погребен в Киево-Софийском соборе.


На наших страницах вы можете совершить экскурс в историю России , а так же историю Москвы и С-Петербурга

ОСОБО РЕКОМЕНДУЕМ

Интернет магазин эксклюзивных русских сувениров "АТАМАН".
Если вы хотите сделать оригинальный подарок близким или интересуетесь историей России - этот магазин истинная находка для Вас.. В магазине представлены - исторические карты, книги, сувениры, знаки отличия, геральдика и многое другое.

Магазин Фати - лучшие подарки из Египта New Arabian Night Perfume Palace 
Магазин Фати - лучшие подарки из Египта


Мы надеемся что информация нашего портала будет полезна для Вас.

Приглашаем к сотрудничеству все заинтересованные стороны

Подробности можно узнать у администрации сайта

Сайт создан в системе uCoz